вторник, 29 января 2008 г.

В Зёльден (Австрия) на Форестере

Решился-таки написать рассказ о поездке в Австрию (Зельден) на машине

Действующие лица

  1. Subaru Forester 2,0 АКПП, 2006 г. (он же Форик)
  2. Бокс Thule Spirit 780 (отдельное спасибо Александру)
  3. Жена, 2 сына (6,5 и 15 лет) и я.
  4. Наташа (голос GPS навигатора iGo)
  5. Sony PSP + BBK DVD Player (постоянно за кадром, но что бы мы делали без них? :) )
  6. 4100 км. дорог.

Предисловие

На лыжах мы катаемся уже давно, кроме старшего сына – он катается на борде. Несмотря на это, все обкатанные нами горы находятся за границей Украины. В каждый из прошедших лет добирались до места катания самолетом. В этот раз решили поехать на автомобиле. Маршрут был тщательно спланирован. Так как ехали так далеко с детьми впервые, на дорогу «туда» отводилось 2 ночевки, на дорогу «обратно» – тоже 2.

Отель в Австрии, в Зельдене был забронирован с 12 по 19. Отели в городах по дороге мы выбрали поближе к пешеходному центру городов, чтобы не было необходимости использовать какой-либо транспорт.

Поездка

Итак, передние стекла машины растонированы (европейский штраф за тонировку = 100 евро), детское кресло (бустер) для младшего установлен (обязательно для ребенка до 12 лет), «UA» на заднее стекло наклеено. Можно выезжать.

Наверное, от слишком напряженной работы накануне и от излишнего беспокойства о поездке, возникла небольшая путаница с датой отъезда. Визы были открыты с запасом, с 9.01 по 23.01. И почему-то все были уверены, что дата отъезда – 9.01. Эту уверенность не смогло поколебать даже то, что отель в месте первой ночевки (в Мукачево) был забронирован с 10 по 11. Глаза нам открыл друг, зашедший в гости накануне с гениальным вопросом:

– Вы что, собираетесь ехать до Мукачево два дня?

– …

За 15 минут (при помощи телефона и сайта http://booking.com) была произведена перепланировка поездки и в маршрут «туда» был добавлен еще один день и один пункт ночевки – Будапешт.

В результате, план поездки получился следующим:

09.01, 06:30 – выезд из дома (Киев), прибытие в Мукачево

10.01, 05:30 – выезд из мотеля в Мукачево, прибытие в Будапешт

11.01, 09:00 – выезд из отеля в Будапеште, прибытие в Вену

12.01-19.01 – Зельден, горы, лыжи

19.01, 09:30 – выезд из отеля в Зельдене, заезд в музей Сваровски, прибытие в Зальцбург

20.01, 10:00 – выезд из отеля в Зальцбурге, прибытие в Эгер

21.01, 08:00 – выезд из отеля в Эгере, прибытие в Киев

На самом деле, точно планировались только времена отъезда из первых двух пунктов – отъезд из Киева был спланирован так, чтобы как можно больше сложных участков проехать за светлое время суток; отъезд из Мукачево – чтобы пораньше пройти таможню в Берегово.

Берегово было выбрано не случайно – в Чопе гораздо больше трафик, бастующие слои буржуазии и грузовой транспорт. В Берегово – только пешеходы и легковые.

С 8:00 до 8:30 на таможне пересменка, поэтому нашей задачей было пройти границу до 8:00.

При выезде из дома был обнаружен единственный недостаток Форика – не очень большая грузоподъемность (445 кг.). С 3-мя комплектами лыж и одним бордом в боксе на крыше, с полностью забитым багажником и нашей семьей в салоне, управлять им стало потяжелее. Появилось ощущение, что едешь на грузовичке. Однако динамические характеристики пострадали не существенно.

Путь из Киева в Мукачево был нормальным – мокрый снег, туман, ямковість та пучини. Все нормально по украинским меркам. Форик спокойно проглатывал наши несладкие километры и поглощал неровности дорожного покрытия. На обед остановились в Львовской области. Торопились, чтобы проехать Карпаты засветло.

Дорога через Карпаты была сказкой – отличное дорожное покрытие (особенно по сравнению с участком Ровно-Стрий), дорожная разметка, снежок на ветвях деревьев…

Наташа – мы начали воспринимать голос навигатора, как еще одного члена семьи – довезла нас прямо до мотеля «Коралл» на окраине Мукачево без всяких проблем.

Перед ночевкой заправили полный бак. Средний расход на участке Киев-Мукачево – 10 л.

Разместились, вкусно и недорого поужинали в ресторане мотеля. Расположились в 2-х довольно приличных двухместных номерах. Наташа заночевала в моем Qtek S200. Форик остался мерзнуть под окнами номеров.

В 05:30 выехали из мотеля и указали Наташе везти нас в Берегово. В центре Берегово переориентировали навигатор на адрес нашего отеля в Будапеште.

Граница Украины появилась из темноты внезапно. На границе - абсолютный покой и отсутствие жизни. Остановились до КП около людей в форме таможенников узнать, что делать дальше. Таможенники поинтересовались, что везем и куда едем, после чего указали на здание вдалеке. Мы сели в машину и… проехали границу Украины без остановки. Остановились только потому, что кто-то в форме пограничника бежал за нами и свистел во все пальцы. Оказывается, мы должны были остановиться у домика по дороге, за которым висел знак «стоп». Справедливости ради замечу, что знак этот абсолютно не виден из-за самого домика. Извинились, проштамповали паспорта и поехали к Венгерскому КП.

Все знают, что с декабря 2007 Венгрия в Шенгене. Поэтому Украинско-Венгерская граница – это единственная граница на пути в Австрию.

Венгерские таможенники заставили вытащить и открыть все чемоданы. Заглянули в бокс на крыше. Слава Богу, что не сказали вытаскивать лыжи из чехлов – в такую рань этого совершенно не хотелось. Искали сигареты и алкоголь в коммерческих объемах. В вещах не рылись. Увидев личные вещи в чемодане, говорили «ок, закрывай».

Вся процедура проезда границы заняла около 20-ти минут.

Участок дороги по Венгрии до въезда на автобан (примерно 80 км) с хорошим дорожным покрытием, разметкой и знаками, но узковатый и извилистый. Проходит через небольшие городки. С рассветом появился плотный туман.

После въезда на автобан стало полегче. Ограничение для легковых – 130, для грузовых – 110. Ближний свет - обязательно. Все едут в правой полосе. В левую выезжают исключительно для обгона.

Стоимость проезда по автобану (на 4 дня) – 5.50 Евро. Оплатили на первой встретившейся заправке.

По пути оказалось, что скоростные режимы на автобане соблюдают только водители фур и тех авто, которые просто быстрее 130-ти не едут. Комфортной скоростью для достаточно сильно загруженного Форика оказалась 140 км/ч. Несмотря на туман, ехать было безопасно. Венгерский автобан новый, отлично оборудован, станции отдыха расположены очень удобно. Стандартный минимум на них – чистый бесплатный туалет с туалетной бумагой и рукомойником с мылом. Наконец-то не нужно ходить под елочки. :)

Ехать по автобану даже в тумане – удовольствие. Жена пыталась сменить меня за рулем, но необходимости в этом не было совершенно. Достаточно быстро добрались до Будапешта.

О валюте в Венгрии. Несмотря на то, что Венгрия в ЕС, евро берут не везде. А если берут, то норовят дать сдачу форинтами. Интересно, куда бы мы потом их дели? 1 евро ~ 300 форинтов. На заправках рассчитывались платежной картой.

Вокруг Будапешта нет объездной дороги. Весь легковой транзитный транспорт едет через город. Куда девается грузовой – не понял, но в городе его нет. По краю улиц припарковано огромное количество автомобилей. Улочки узкие, Форик казался на них гигантом. Большинство улиц с односторонним движением. Навигатор GPS – просто незаменимая вещь в старых европейских городах. Без него добраться до гостиницы было бы крайне сложно. Даже с ним было тяжело – у отеля с претензионным названием City Hotel Budapest не оказалось ни фасада, ни вывески. Пришлось обратиться за помощью к местному таксисту, который, к слову, тоже сидел с навигатором в руках. Он-то нам и указал пальцем на дверь отеля.

На ресепшн спокойно взяли наши распечатки заказа с сайта booking.com, оплату в евро и тут же выдали ключи от отличных 4-х местных апартаментов. Увидев выглядевший громадным на маленькой улочке Форик с боксом на крыше, сказали, что не смогут предоставить паркинг для «такой большой и тяжелой машины». Оказалось, что в паркинг машинка заезжает на лифте, который рассчитан максимум на 2 тонны. Приняв мои заверения, что Форик не может весить больше 1500 кг, согласились попробовать. В лифт заехал почти впритирку. Под отелем оказалось 3 этажа довольно просторного паркинга, на один из которых мы выехали. Я немного переживал, что лифт с утра нас не сможет нас поднять наверх…

Стоимость паркинга не входит в стоимость номера. В Будапеште – 10 евро за ночь.

Поселившись, зашли в ресторан пообедать и, благоразумно прихватив с собой Наташу, пошли гулять по городу. Погода не очень располагала к прогулкам, но мы успели погулять и составить впечатление. Быть может из-за моросящего дождика, Будапешт нам не очень понравился. Любой город значительно лучше выглядит, когда цветет зелень и светит солнце.

Будапешт

Завтрак нам подали в номер в указанное нами время. Это был первый европейский завтрак в нашем путешествии.

Попрощавшись с гостеприимным персоналом отеля, в 09:00 мы заехали посмотреть на площадь Героев, до которой не дошли вечером, и попросили Наташу везти нас к следующему пункту - отелю в Вене.

Граница между Венгрией и Австрией видна по оставшимся сооружениям. Однако проезд сквозь них свободный, с ограничением в 50 км/ч.

После границы начинается австрийский автобан. Стоимость проезда по любым автобанам Австрии составляет 15 евро на 10 дней. В отличие от венгерской системы контроля, где при покупке записывают номер машины и страну происхождения в общую базу данных, в Австрии выдают стикер (Magnette), который необходимо приклеить в определенную зону на лобовом стекле. Контроль на автобанах Австрии осуществляется автоматически.

Местные и в Венгрии и в Австрии очень строго относятся к оплате проезда по автобанам. По-видимому, их полиция, которую крайне редко можно встретить, очень эффективна.

К отелю Starlight в Вене мы приехали к обеду. Первое впечатление от Вены – тот же Будапешт, только больше. Поселились, поставили машинку в 2-х кварталах от отеля в большой платный подземный паркинг и двинулись обедать и менять первое впечатление.

Вена – шикарный город. Жена полюбила его так же, как когда-то Барселону. Быстро осознав, что передвигаясь пешком, мы ничего не увидим до темноты, мы наняли фиакр (комфортабельная карета эпохи Шерлока Холмса, запряженная лошадьми) и объехали на нем все интересные исторические места, расположенные в центре города.

Недешево попив чай с пирожными в королевском дворце, мы еще немного прогулялись по вечерним улицам, вкусно поужинали и включили навигатор, чтобы найти обратную дорогу к отелю.

Вена

Утром, после завтрака, выехали в Зельден.

Западный автобан проходит через территорию Германии. Основными приметами того, что вы едете по территории Германии, являются менее удобные станции отдыха, чем на автобане в Австрии и бензин по 1,41.

Парадокс. Любой из 3-х видов бензина в Германии стоил 1,41 – 92 (Benzin), 95 (Super) и 100 (Premium), без разницы. Для сравнения: в Австрии 95-й стоил в среднем 1,20. В Венгрии – чуть дешевле. С нашими ценами сравнивать не будем. Поэтому планируйте заправки так, чтобы в Германии не заправляться.

Расход по автобанам у Форика получился чуть меньше 10 л. Дорога почти всегда была с небольшим подъемом.

В Германии постепенно началось достаточно плотное движение, плавно перешедшее в тянучку. Я уж было перепугался, что это пробки, с которыми мы столкнулись в прошлом году, когда ехали из аэропорта Мюнхена в Майрхофен. Пробки на автобанах образуются в субботу из-за лыжников, едущих в горные районы Австрии. Оказалось, на этот раз пробка из-за двух украинцев, столкнувшихся в левом ряду автобана. Полиция помогала им разобраться друг с другом. Ну вот нужно ж, блин, для этого заехать в Германию….

От границы Украины температура постепенно повышалась и достигла 9 градусов в Германии. Начался дождь. По мере приближения к Инсбруку, дождь шел все сильнее. Температура оставалась на уровне 9 градусов. Я с тревогой поглядывал вокруг и пытался понять, зачем мы взяли с собой лыжи. Хоть горы уже виднелись вокруг, сквозь дождь невозможно было рассмотреть снежные вершины Альп.

После Инсбрука температура стала медленно падать. Когда мы сворачивали с автобана в направлении долины Oztal, температура была 7 градусов, все еще шел сильный дождь. До Зельдена осталось около 80 км. Однозначно, это было самое сильное переживание за всю поездку. Проехать более чем полторы тысячи км ради катания и приехать в осенний ливень…

Но постепенно температура становилась ниже, дождь превратился в дождь со снегом, затем в мокрый снег, который сменился шикарными большими белыми хлопьями чистейшего высококачественного снега. Дорога стала уже, извилистей и пошла вверх. Довольно скоро мы въехали в первый городок долины. Еще через несколько минут от наших переживаний насчет погоды не осталось и следа. Мы приехали в Зельден.

В отеле Garni Granat нас встретила хозяйка. Узнала, что от Киева примерно 2000 км и осторожно спросила «вы ведь не всю дорогу ехали на машине, так ведь?». С нескрываемым удивлением выслушала короткую версию нашего рассказа о путешествии и дала ключи от подземного гаража.

Garni Granat, апартаменты, сервис, завтраки – все было на отличном уровне. Не самый дешевый отель, но в стоимость было включено ежедневное посещение комплекса Freizeit Arena, в котором была сауна и бассейн с разными массажными струячествами. Крайне нужными после катания «до упора» и недешевыми, если ходить туда каждый день всей семьей. Оформление скипасов и горнолыжной школы хозяйка любезно взяла на себя, а также выдала нам талончики на бесплатные «вэлкам коктейли» на четверых. В отеле также оказался бесплатный беспроводной интернет.

Поселившись и разгрузив трудягу Форика, пошли осваивать Freizeit Arena. После длинного пути это было обалденно.

Утро было замечательным – снегопад закончился, ветра почти не было, все было покрыто снегом. В 10 начинались занятия у младшего, поэтому к этому времени нам нужно было быть около офиса горнолыжной школы на горе.

Подъем из города в зону катания составляет 15-20 минут с учетом очереди. Дальше очередей нет вообще.

Зельден – это отлично подготовленные трассы, огромные возможности для внетрассового катания, длинные скоростные спуски и три великолепных трехтысячника (Big 3) в зоне катания. Новым для нас было то, что на трассах оказались не только спуски, но и подъемы, на которые невозможно заехать без хорошего разгона. Интересна также связка трасс 32,31,66,9,10, по которой можно съехать с ледника в город. Время спуска – около часа.

Погода для января выдалась неплохой. Пару дней были просто идеальными. Температура в городе днем была в районе 0 градусов, в нижней зоне катания от -1 до -4, на леднике - до -10.

Совершенно фантастическим было шоу инструкторов горнолыжной школы, которое проходит каждую среду. Все горнолыжные соревнования, включая фристайл и ски-кросс, просто меркнут по сравнению с этим шоу. Боюсь, что атмосферу шоу и уровень катания инструкторов передать словами нереально. Абсолютная техника спуска, огромная скорость, полная синхронность движений и все это на ночном склоне под слепящим светом прожекторов… После этого понимаешь, к чему нужно стремиться. Зрелище спускающихся красивым серпантином инструкторов, едущих вдвоем на одном борде, заставило раскрыть рот даже нашего 15-ти летнего сноубордиста. :)

Отдельно расскажу об инструкторе школы, к которому определили нашего младшего. Такого креативного и заботливого инструктора я еще не встречал. Каждый день обед у детей был в новом ресторанчике. Поэтому дети за 6 дней объездили все трассы региона, включая фрагменты черных трасс и спуски в город. Причем на трассах он вез детей по всяким интересным местечкам – немного через лесок, через трамплинчик, по какой-нибудь прикольной траектории… так, чтобы детям было весело и интересно. Несмотря на полное незнание русского языка, он умудрялся общаться с детьми, не знающими немецкого и английского, помогать им не только на трассах, но и в ресторане и в вопросах личной гигиены. Причем дети его тоже прекрасно понимали. Sebi честно отработал эти 6 дней и получил свои чаевые от каждого из родителей.

Последний день обучения в школе традиционно завершился детским мини-чемпионатом и последующим награждением всех детей без исключения грамотами и медалями. Наш малыш занял 5-е место.

Зёльден

Если сравнивать Зельден с Майрхофеном, то можно сказать, что в Майрхофене лучше спланированы и тщательней подготовлены трассы, но нет такого количества легко доступной целины. Каждый курорт в Австрии имеет свои особенности, но на каждом из них можно превосходно отдохнуть.

Немного о еде.

Завтрак входил в стоимость номера и является обычным европейским буфетом. Обедали мы на горе, в основном супчиками и безалкогольными напитками. Обед на одного – до 10 евро. Ужинали после послеобеденного катания и Freizeit Arena достаточно плотно. Стоимость основного блюда в ресторане в городе – в среднем 15 евро. Одного блюда + напитки вполне достаточно для того, чтобы наесться. Из пива мне понравился Гессер. Жена предпочитала глювейн (горячее вино). Старший предпочитал чай, но старательно дегустировал все наши напитки.

Однажды утром с сожалением обнаружили, что наступил день отъезда. В планах еще был заезд в музей Сваровски «Swarovski Kristallwelten Wattens», находящийся в городке Wattens, недалеко от Инсбрука. Поэтому выехали из отеля прямо после завтрака. Хозяева отеля выразили надежду, что нам все понравилось и мы еще к ним вернемся…

Дорога к музею была простой – перед Инсбруком из списка достопримечательностей навигатора выбрали название музея, сказали Наташе «к цели» и минут через 20 припарковались на парковке музея.

По отзывам в интернете, этот музей народ оценивает неоднозначно – одни восторгаются хорошими ценами и красивыми экспозициями, другие называют самой большой в мире ловушкой для туристов. В любом случае, музей находился по дороге, и грех было проехать мимо него, не взглянув своими глазами.

Музей произвел впечатление. Заодно купили подарки жене к Дню Св.Валика и племяннице на день рождения. Как оказалось, есть люди, которые планируют поездки туда каждый год за подарками своим близким и себе, любимым. Я – не они :)

Swarovski Crystal World

Зальцбург находится совсем недалеко от Инсбрука. Наташа довезла нас к дверям отеля «Austrotel» быстро и без тени сомнения. Подземный паркинг в квартале от отеля стоил 15 евро.

Зальцбург – город Моцарта. Все это знают и все знают, что Моцарт – великий композитор. Возможно, многие знают, что Вольфганг Амадей Моцарт не закончил «Реквием» и некоторые даже вспомнят оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Но жители Зальцбурга знают Моцарта очень хорошо – бизнес на его имени построен основательно. Деревянный Моцарт, шоколадный Моцарт, памятник Моцарту, не имеющий ни чего общего с самим Моцартом, кафе «Моцарт», дом-музей Моцарта, маленький кукольный Моцарт в своей колыбельке…

Так и хочется спросить – кто в последний раз слушал Моцарта всерьез, не на рингтоне мобилы прохожего?

В общем город понравился, но скептицизм, однозначно навеянный капиталистами Сваровски, остался. Ни в коем случае не смотрите Зальцбург после музея «Swarovski Kristallwelten Wattens»!!! :)

После завтрака зашли посмотреть парк «Мирабель», который был через дорогу от отеля. Затем с чувством выполненного долга погрузились в Форик и двинулись в Эгер, особенных чудес от него не ожидая.

При въезде на венгерский автобан снова заплатили 5.50 за проезд.

Без GPS от автобана до Эгера доехать сложно, но можно. А вот найти в Эгере отель Romantik было бы нереально. Это был самый скромный из отелей, в которых мы останавливалисть. Но частный паркинг рядом с отелем оказался бесплатным.

Поселившись и узнав у метродотеля, где лучше поужинать, мы оставили вещи и двинулись исследовать город. К сожалению, крепость была уже закрыта, термальные источники и подавно, нам пришлось ограничиться вкусным ужином и прогулкой. Городок оставил приятные впечатления. Надо будет вернуться в него с экскурсоводом…

Интересный диалог произошел в ресторане с официантом. В меню было указано рыбное блюдо с названием «Sea Fish». Разговор получился таким:

Я – Что это эа блюдо «Sea Fish»?

О – Sea Fish.

Я – У нее есть имя? :)

О – Sea Fish…. Не знаю, может и есть, но у нас его никто не знает...

Я – :[ ]… Ну ок, давайте свою Sea Fish

Единственная рыба, которую удается поймать венграм в далеких морях, была неплохой. :)

Эгер

Итак, остался самый протяженный и сложный этап нашей поездки, Эгер-Берегово-Киев.

Спокойно позавтракали в 7:00 утра, собрались, и около 8:00 выехали из города. Довольно быстро выехав на автобан, ловил себя на мысли, что это последний участок отличной дороги на нашем пути.

К границе подъехали примерно к 10-ти. Ни одной машины, ни одной живой души. С венгерской стороны все шлагбаумы открыты. Учитывая негативный опыт проезда границы транзитом, подъезжали очень медленно. Из будки появился заспанный венгр в форме лица при исполнении, спросил на ломаном русском «где бил?», «что везешь?», «машина твоя?» и неспешно проштамповал паспорта.

На нашей границе стояло пару венгерских машин. Немного постояв в очереди, проехали ее практически без вопросов.

Украина нас встретила ямами, отчетливо различимыми на фоне наших предыдущих участков пути, дешевым бензином и… венграми, работающими на нашей заправке в Берегово. Вдохнув запах Родины, двинулись штурмовать Карпаты.

После дорог Европы, дороги через наши горы казались уже не такими хорошими. Снега не было вовсе. Река, текущая с гор, была полноводной и бурлящей.

Пообедали в мотеле «Плай». Недорого, очень прилично и достаточно вкусно.

С наступлением сумерек, начал моросить дождь. Участок Стрий-Ровно в таких условиях выглядит просто отвратительно. Однако ямы, отсутствие разметки и фуры, заливающие водой, не смогли испортить нам настроение.

Поужинали перед въездом на окружную Ровно в комплексе «Хутор». Отметили для себя это место, как достойное для еды и ночевки в будущем.

После Ровно начинается неплохой участок дороги. Всем уже нетерпелось поскорее попасть домой. Дети начали вести обратный отсчет километров, оставшихся до Киева, по километровым столбикам. Белый знак «Киев» вызвал дикий всплеск радости и немного отвлек меня от дороги. Затем было – 70, 50, полосатая палочка…

Находясь вдали от дома, мы не ведали о внезапных месячных у нашего ДАІ и о их драконовских мерах. Поэтому выслушав бормотание сотрудника милиции с единственным отчетливым словом «порушуєте», я не терял оптимизма.

- Откуда едем?

- Из Австрии.

- Что, прямо из Австрии?

- Ну да.

- Счастливого пути!

На следующий день я узнал, что это было чудо :)

Спасибо тебе, неизвестный постовой :)

Домой приехали в 23:30.

На следующий день, за ужином 1-й тост был за Наташу. Благодаря ей, нам ни разу за всю поездку не пришлось достать бумажные карты. 2-й – за Форика, которому все нипочем. В очередной раз я убедился, что сделал правильный выбор. 3-й – за нас, за наш отличный отдых и за следующую поездку летом на море. Снова на машине.

Поездка в цифрах

Общий километраж: 4100

Период поездки – 09.01.2008-21.01.2008

Чистых дней катания: 6

Стоимость отеля в Зельдене, визовая поддержка тур.агенства, гостиницы в Вене и Зальцбурге: 2300 евро

Гостиница в Мукачево – 300 грн

Стоимость универсального багажника Thule: 145 евро

Остальные расходы (катание, еда, бензин, шоу, выставки, музеи, подарки и т.п) – около 2600 евро, из них:

Гостиница в Будапеште с паркингом – 110 евро

Гостиница в Эгере – 129 евро

Стоимость ски-пассов – 184*2+141+6=515 евро

Стоимость детской горнолыжной школы – 174 евро

Для сравнения, только самолет до Инсбрука + трансфер до Зельдена обошелся бы нашей семье ~ в 3200 евро.